Ассортимент материалов для изготовления традиционного белорусского женского костюма сформировался под влиянием условий жизни на территории Беларуси. Умеренно-континентальный климат, холодная зима, сырая осень, теплое лето повлияли на использование тех или иных материалов.

Ткани, изготовленные белорусскими ткачихами, отличаются разнообразием технических решений, цветовых сочетаний, практичностью, свидетельствуют о хорошем вкусе и высоком мастерстве. Ассортимент изделий велик: покрывала, скатерти, ковры, рушники, пояса, ткани для нижней и верхней одежды, головных уборов рушникового типа.

Основными тканями, применявшимися для народной крестьянской одежды, были домотканые лен и шерсть простого полотняного переплетения. Основным сырьём являлись волокнистые растения и овечья шерсть. Весь процесс, связанный с обработкой волокон и изготовлением тканей, выполнялся вручную и сохранил в себе древние черты, нашедшие отражение в народном фольклоре. Лён, шерсть определённым образом обрабатывались, подготавливались к прядению. Тонкий, хорошо выбеленный холст употреблялся для праздничной одежды, грубый холст из льняных очесов использовали для подстав к женским рубахам и повседневной одежды. Материалом для праздничной женской рубахи служило тонкое - кужельное полотно. Самую высококачественную ткань делали для намиток – женских головных уборов. 

 

Традиционные материалы, используемые для изготовления белорусской народной женской одежды. Автор: Надежда Химдиат



Ткали такое полотно в два нита из самой тонкой кужельной пряжи, всегда тщательно отбеливали. В праздничной женской одежде особое внимание уделялось отделке. Рукава, полики, низ рубахи, воротник, края намитки были богато орнаментированы. Ткани для декора отличались богатством декора, который создавали в основном в технике орнаментального бранного ткачества- «узорного ткачества». Геометрический орнамент был ключевым средством художественной выразительности белорусских тканей для изготовления традиционной белорусской народной женской одежды. Узоры, тканые и вышитые, выполнялись льняными, конопляными, шелковыми и шерстяными нитками, окрашенными растительными красителями, дающими приглушенные цвета и оттенки. Наряду с узорным ткачеством, основными способами орнаментации домашних тканей были вышивка, набойка. Для отделки праздничной одежды использовали кружево самодельное либо покупное.

 

Традиционные материалы, используемые для изготовления белорусской народной женской одежды. Автор: Надежда Химдиат

 

Весьма разнообразны по материалу, технике орнаментации, расцветке ткани для женской поясной одежды. Юбки зимние шились из шерстяной, полушерстяной, летние- льняной ткани. В зависимости от орнаментации можно выделить два типа юбочных тканей – полихромные, с преобладанием красного цвета, и однотонные. Среди узорных тканей преобладают полосатые и клетчатые. Локальные различия проявляются расположением полос, колористическим сочетанием, способом изготовления ткани. Однотонные ткани были гладкими и рельефными.

 

Традиционные материалы, используемые для изготовления белорусской народной женской одежды. Автор: Надежда Химдиат

 

Традиционные материалы, используемые для изготовления белорусской народной женской одежды. Автор: Надежда Химдиат

 

Традиционные материалы, используемые для изготовления белорусской народной женской одежды. Автор: Надежда Химдиат

 

Традиционные материалы, используемые для изготовления белорусской народной женской одежды. Автор: Надежда Химдиат

 

Традиционные материалы, используемые для изготовления белорусской народной женской одежды. Автор: Надежда Химдиат

 

Традиционные материалы, используемые для изготовления белорусской народной женской одежды. Автор: Надежда Химдиат

 

Для пошива верхней женской одежды наибольшее распространение получили шерстяные и полушерстяные ткани сукно и полусукно, которое сохраняло чаще естественный цвет овечьей шерсти: белый, чёрный, серый, коричневый. Реже, для верхней одежды, использовалось льняное полотно. Ткалось в четыре, три, два, шесть нитов. Из полотна, окрашенного в синий цвет шили насовы, балахоны, касталаны и др., которые носили зимой поверх кожухов, а летом в прохладную погоду. 

 

Традиционные материалы, используемые для изготовления белорусской народной женской одежды. Автор: Надежда Химдиат



Традиционные материалы, используемые для изготовления белорусской народной женской одежды. Автор: Надежда Химдиат





В качестве материала для зимней одежды применяли также меха; овчину, мех диких животных для отделки. Из меха изготовлялась верхняя одежда иногда мех использовался как подкладка-утеплитель, а также на оторочку головных уборов.

 

Традиционные материалы, используемые для изготовления белорусской народной женской одежды. Автор: Надежда Химдиат

 

Традиционные материалы, используемые для изготовления белорусской народной женской одежды. Автор: Надежда Химдиат

 

Традиционные материалы, используемые для изготовления белорусской народной женской одежды. Автор: Надежда Химдиат

 

С середины XIX в. появились новые методы ткачества, фабричные нитки, анилиновые красители, которые очень расширили возможности декора домотканой ткани. В начале XX в. с появлением фабричных тканей в свободной продаже, таких как шелк, атлас, парча с рисунком цветочных гирлянд и букетов, кумач, ситец, сатин, цветное сукно, фурнитуры, тесьмы традиционный белорусский женский костюм стал более красочным и нарядным. 
  

Традиционные материалы, используемые для изготовления белорусской народной женской одежды. Автор: Надежда Химдиат

Калинковический строй



 

   Народная одежда, изготавливалась мастерицами вручную из натуральных материалов, была комфортной, удобной и гармонично сочеталась с крестьянским домом и природным окружением. Женский костюм был более богатым по сравнению с мужским, а орнамент на нём как правило имел не только декоративное, но и обереговое, этическое значение.

 

Традиционные материалы, используемые для изготовления белорусской народной женской одежды. Автор: Надежда Химдиат



В конце XIX – начале XX века традиционный комплекс женской одежды состоял из полотняной рубахи с длинными рукавами, льняной или шерстяной юбки, передника (фартуха), пояса и головного убора. Именно по манере завязывать на голове намитку, платок можно было понять, из какого региона женщина родом.

 

Традиционные материалы, используемые для изготовления белорусской народной женской одежды. Автор: Надежда Химдиат

 

Основные виды традиционных тканей для изготовления традиционного белорусского женского костюма представлены в таблице: 

 

Традиционные материалы, используемые для изготовления белорусской народной женской одежды. Автор: Надежда Химдиат

 

 

Традиционные материалы, используемые для изготовления белорусской народной женской одежды. Автор: Надежда Химдиат



 

Традиционные материалы, используемые для изготовления белорусской народной женской одежды. Автор: Надежда Химдиат

 

Для того чтобы лучше узнать о работе наших предков и сохранить национальные, традиционные приёмы изготовления изделий из льняного полотна, необходимо изучить древние технологии обработки льна. В первую очередь как его выращивали, а затем о том, как преобразовывали сырьё в полотно, полотно в одежду, которая мастерски украшалась символичным орнаментом. 

 

P.S. Одно из мест, где посчастливилось изучать традиционный белорусский костюм – Музей древнебелорусской культуры. Это уникальное место, где можно познакомиться с историей развития искусства и материальной культуры на Беларуси от доисторических времен до современности. 

Хранящаяся здесь самая большая в стране коллекция икон, художественных тканей, в том числе слуцких поясов, уникальных народных костюмов, бытовой керамики и стекла, и многое другое доказывает, что белорусам есть чем гордиться.

Музей древнебелорусской культуры был создан в 1977 году на базе Института искусствоведения, этнографии и фольклора Академии наук БССР (сейчас Центр исследований белорусской культуры, языка и литературы Национальной академии наук Беларуси). Собрания музея рассказывают об основных вехах исторического развития искусства и культуры белорусов, о наиболее значимых памятниках от каменного века до конца XX столетия. Кстати, все без исключения экспонаты музея – оригинальные. Пользуясь случаем выражаю искреннюю благодарность руководству, сотрудникам музея и лично Винниковой Марии Николаевне за доброту, преданность любовь к своему делу.  

 

 

© Автор статьи и иллюстраций: Надежда Химдиат

 

Источник: Химдиат, Н.А. Преемственность традиций народного искусства в проектировании современной женской одежды / Дис. ... магистр. тех. наук: 50.01.02/ Н.А. Химдиат ; ВГТУ. – М., 2019. – 188 с.

 

При использовании текста указание автора, источник и ссылка на эту публикацию обязательны. 

 

Заказать любимое © платье возможно на сайте: www.linenby.by

Заказать любимое © платье с учетом  индивидуальных предпочтений возможно в нашем Цифровом ателье. 

 

ЕЩЕ ЧИТАЮТ...

 

Любимое © платье

www.himdiat.by

 

Ключевые слова: одежда; традиционный белорусский женский костюм; женская одежда; народный костюм; проектирование женской одежды; орнамент; вышивка; дизайн одежды; этнический стиль; белорусский стиль; белорусский дизайнер; дизайнер Надежда Химдиат; Дизайн-бутик Himdiat; Nadia Himdiat; LinenBy; авторская одежда; этнодизайн; научное исследование; этнический стиль; белорусский стиль; женское платье; традиции;