Современная практика разработки женской одежды неразрывно связана с ретроспективными исследованиями конструктивных решений эстетического наследия этнического костюма. Применение народных традиций и мотивов в дизайне представляет собой уникальный способ передачи культурных ценностей и создания оригинальных моделей. В контексте этого актуального направления исследования находит свое место работа дизайнера Химдиат Н.А., рассматривающая преемственность традиций народного искусства в проектировании современной женской одежды.
Дизайнер Надежда Химдиат сосредотачивается на изучении наследия традиционного белорусского женского костюма и его влиянии на современное модное пространство в научной работе "Преемственность традиций народного искусства в проектировании современной женской одежды". Ее исследования показывают важность сохранения и передачи традиций через техники и детали, используемые в современных моделях одежды. Проектирование на основе ретроспективных исследований становится не только способом сохранить уникальность культурного наследия, но и вдохновением для создания новых, уникальных дизайнов.
Одежда, созданная на основе исследований конструктивных решений эстетики этнического костюма, олицетворяет гармоничное сочетание традиций и современной индивидуальности. Дизайнерские работы Химдиат. Н.А. отражают ее уникальный подход к переосмыслению и преобразованию народного искусства в современные модели. Она находит новые способы интеграции и вдохновения для создания элегантных и оригинальных женских моделей одежды.
В данной статье мы рассмотрим исследование дизайнера Химдиат. Н.А. "Преемственность традиций народного искусства в проектировании современной женской одежды" и представим основные результаты ее работы. Мы узнаем, как использование ретроспективных исследований конструктивных решений народного искусства влияет на современное модное пространство и какая роль этого направления в современной практике разработки женских моделей одежды.
Проектирование одежды на основе ретроспективных исследований конструктивных решений этнического костюма широко востребовано в современной практике разработки женских моделей одежды. Для реализации проектных задач проведен анализ исходных конструктивных решений, который способствует формированию методического и информационного обеспечения процесса рационального и точного проектирования. Системный анализ конструктивных решений традиционного белорусского женского костюма позволил разработать последовательность построения чертежей, дать качественные характеристики и параметры для целей проектирования. Женский белорусский народный костюм в зависимости от региона отличается пропорциями в силуэте, в выборе материала, в цветовом сочетании. Исследование и анализ выявил многообразие традиционных женских комплексов, которые состоят из различных видов одежды.
Традиционную белорусскую женскую одежду можно на две группы: плечевая и поясная. На основе обобщённого анализа традиционного белорусского женского костюма и его элементов выявлены средние параметры конструктивных решений, что позволило выделить доминирующие характеристики в каждой группе изделий. В традиционном женском костюме основная роль отведена художественно- декоративному оформлению, что выявлено в следствии комплексного изучения и обобщённого анализа. Учитываем значимость художественно-декоративной отделки при проектировании коллекции женской одежды в этническом стиле. Цвет, орнамент – важнейшие категории традиционного белорусского искусства. Помимо эстетической роли, они играли и важную символическую роль, указывая на их семиотический статус. При проектировании современной женской одежды можно использовать как отдельный элемент из выделенных, так и несколько одновременно. Творческая трансформация характерных свойств и признаков белорусского народного женского костюма началась со сбора информации. В процессе изучения традиционного белорусского женского костюма, выполнены фотографии, зарисовки костюма и его фрагментов, выявлена пластика формы и закономерности ее развития, пропорциональные соотношения отдельных частей формы друг к другу и к целому, принципы ритмической организации, характер цветового решения, разнообразие фактур и декора. За основу взяты несколько из этих признаков, наиболее характерных и интересных, для выполнения поставленной задачи – создание современного женского костюма, чтобы добиться новой выразительности, соответствующей требованиям моды.
Проектирование современной женской одежды в этническом стиле не может развиваться в отрыве от народных, национальных традиций. При проектировании современного женского костюма возможно использовать следующие элементы художественной структуры народного женского костюма, которые представленные на рисунке. Рисунок 3.4 – Элементы художественной структуры традиционного белорусского женского костюма.
Основную роль в проектировании современной женской одежды на основе традиционного белорусского народного костюма играет образное решение. Использовать полученный в ходе исследования материал о первоисточнике следует по определенным рекомендациям:
1. Не копировать народный костюм, а уловить дух его красоты: баланс формы, пропорций, приемов кроя, цветового сочетания и декорирования;
2. Избегать прямого заимствования, использовать знакомые всем, растиражированные образы как идею для создания современной интерпретации;
3. Не использовать составляющие традиционного белорусского женского костюма по прямому назначению, придумать им новую функцию;
4. Соединять материалы нового поколения, инновационные технологии, современный крой с «народным» кроем и наоборот;
5. Тактично использовать декор ручной работы;
6. В одном комплекте использовать не более одного аутентичного акцента;
Понимание конструктивно-декоративной роли каждого элемента кроя традиционного белорусского женского костюма дает возможность переосмыслить их значение в контексте современной моды, сохранить или утрировать его, создавая модели одежды, в которых органично переплетаются дух современности и неповторимый национальный колорит.
Создавая современные модели одежды, нельзя ограничиваться простой компиляцией, механической связью народных мотивов, строить эскизы только на интуитивном и ассоциативном впечатлении [55]. Проведено исследование традиционного белорусского женского костюма как художественной системы, а также поиск путей творческой трансформации источника вдохновения в современные гармоничные модели одежды. Схема процесса формообразования костюма на основе традиционного белорусского женского костюма представлено на рисунке. Рисунок 3.5 – Схема процесса формообразования женской одежды на основе национальных принципов.
Последовательность художественного- конструкторского проектирования новой модели женской одежды на основе принципов этнического формообразования представлено на рисунке. Рисунок 3.6 – Последовательность художественного- конструкторского проектирования новой модели женской одежды на основе принципов этнического формообразования.
Алгоритм художественно — проектной деятельности на основе ассоциативного формообразования с использованием первоисточника, имеет четыре этапа: 1) определение исходного элемента; 2) построение структуры формы; 3) пространственное преобразование исходных элементов; 4) получение формообразующего ряда. Путь трансформации творческого источника в конкретную форму костюма можно представить следующим образом: наличие исходной трансформы, ее дополнение и преобразование в новую трансформу, что представлено на рисунке в виде схемы [55]. Рисунок 3.7 – Схема трансформации исходного объекта преобразования в новую форму.
Важную составляющую характеристики традиционного белорусского женского костюма которую рассмотрели и проанализировали выше является – формообразование. Для решения поставленной задачи, а именно проектирование современной женской одежды, провели структурный анализ формы традиционного белорусского женского костюма. Для этого традиционный женский комплекс представляется в виде стилистического изображения структурной формы народного костюма используя простые формы – обобщенные геометрические символы — геометрические фигуры, что открывает большие возможности для последующего формообразования и ассоциативного формотворчества в проектном пространстве современного костюма в этническом стиле [31]. На первом этапе проведения структурного анализа на основе сложных для визуального восприятия фотографических изображений женских комплексов традиционного белорусского женского костюма Западного Полесья выделены образы объектов. Структурное изображение народного костюма каждого из локальных регионов представлено в виде простых симметричных геометрических фигур: прямоугольника, трапеции (или его геометрической разновидности — треугольника) и овала на рисунке. Рисунок 3.8 – Структурное изображение традиционных белорусских женских костюмов Западного Полесья. Каждый элемент структуры костюма характеризует композиционную систему комплекса в целом. Выделенные признаки структуры народного женского костюма с их вариациями представлены в виде схемы на рисунке.
Рисунок 3.9 – Схема количественных связей в конструктивном методе формообразования. В каждой ячейке схемы образованы варианты сочетаний исходных геометрических форм в различных местах предлагаемых сочленений. В результате образуются новые оригинальные геометрические формы, соединённые между собой по двум принципам: наложения, проникновения (вложения).
Исследование и анализ формообразования традиционного белорусского женского костюма используется на следующем этапе проектирования— синтез современных объектов дизайна– современной женской одежды [54]. Перебирая всевозможные сочетания альтернативных вариантов выделенных признаков, выявлены новые варианты решения структуры современного женского костюма по этническим мотивам. Для проектирования современных женских комплексов выделены характерные структурные элементы и их сочетания, которые служат своеобразным этническим маркером и структурной основой современного костюма. Структурный анализ посредством простых геометрических фигур наглядно показал важную роль традиционного женского убора «наметки» для композиционной завершённости и целостности женского образа. Сочетание нескольких геометрических фигур трапеции и овала, прямоугольника и трапеции, которые передают абстрактный образ традиционного белорусского женского головного убора говорит о сложности, многослойности и многогранности данного изделия, которое само по себе может являться источником вдохновения для проектирования современной женской одежды. Посредством конструктивного метода формообразования возможно множество вариантов современных форм женской одежды, что представлено на рисунке. Рисунок 3.10 – Схема материализации формы при конструктивном методе формообразования.
Внешний вид каждого элемента, входящего в состав традиционного белорусского женского костюма, а также детали кроя состоят из простых геометрических элементов: прямоугольника, вытянутого по вертикали, прямоугольника, вытянутого по горизонтали, квадрата, кривых линий второго порядка и др. Элементы геометрического строения формы женской рубахи представлены в таблице в Приложении А. Таблица П.А.7 – Элементы геометрического строения формы традиционной белорусской женской рубахи. Данный анализ используется мною в работе для создания новых композиционно-конструктивных решений при проектировании моделей женской одежды, при помощи комбинаторного метода. Метод заключается в обнаружении базовых элементов (деталей) их комбинаторному сочетанию и трансформации с целью получения новых конструктивных решений [55].
© Автор статьи и иллюстраций: Надежда Химдиат
При использовании текста указание автора, источник и ссылка на эту публикацию обязательны.
Ключевые слова: одежда; традиционный белорусский женский костюм; женская одежда; народный костюм; проектирование женской одежды; орнамент; вышивка; дизайн одежды; этнический стиль; белорусский стиль; белорусский дизайнер; дизайнер Надежда Химдиат; Дизайн-бутик Himdiat; Nadia Himdiat; LinenBy; авторская одежда; этнодизайн; научное исследование; этнический стиль; белорусский стиль; женское платье; традиции;
комментарии